Суббота, 25.11.2017
Cайт учителя географии
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [4]
Поиск
Главная » Файлы » Мои файлы

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
15.09.2013, 17:28

Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирования ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.
Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:
Общеинтеллектуальное направление – клуб знатоков географии, кружок «Познавательная география», географическая секция научного общества обучающихся, подготовка домашних заданий по географии и др.;
Общекультурное направление – организация конкурсов рисунков, географических вечеров в рамках предметной недели географии, проектирование «города будущего», «школы будущего», страноведческий кружок и др.;
Спортивно-оздоровительное направление – организация Дня туризма в школе, участие в спортивно-туристических соревнованиях, походы;
Духовно-нравственное направление – краеведческий кружок, работа в школьном краеведческом музее;
Социальное направление – организация благоустройства пришкольной территории, географической тропы, участие в природоохранных акциях.
Таким образом, внеурочную работу по географии могут вести не только географы, но и преподаватели других учебных дисциплин. На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий. Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой. Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала. На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну. Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе. К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источнику знаний, можно выделить: Словесные методы: лекция, беседа, доклад, интервью; Практические, осуществляемые во время проведения практических занятий; Наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений; Опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы; Конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей; Экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе; Картографический, который имеет особую важность для географии. Применение и сочетание всех перечисленных методов внеурочной работы по географии в 5-6 классах позволит повысить эффективность изучения предмета. Для нашей школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по географии: кружки географической и экологической направленности, работа школьного эколого-краеведческого музея, географические вечера, предметная неделя географии и экологи, неделя в защиту животных, природоохранные акции, туристические игры, экскурсии, дистанционные викторины и олимпиады по географии. Этими формами работы охвачены обучающиеся пилотных классов, перешедших на ФГОС ООО. В школе работают кружки туристический, «Сокровища малой родины» и «Экологический театр», в программе которых предусмотрено изучение природы и экологических проблем родного края, а также навыков выживания в природе. По материалам краеведческих экспедиций в школе создан эколого-краеведческий музей. Программа работы музея ставит своей целью формирование экологической культуры учащихся и окружающего социума, навыков исследовательской работы учащихся, профессиональных компетенций учащихся. В 2008 году сайт музея был создан (http://www.selenajwetka.narod.ru/), материал о музее размещен на школьном сайте (http://school2dergachi.ucoz.ru/index/0-102 ) , а также на областном краеведческом сайте «Не за тридевять земель» (http://sarsckr.narod.ru/ ). В 2008 году музейная комната получила свидетельство о присвоении звания «Школьный музей». В практике работы музейного актива, кроме обычных экскурсий, используется также такая форма работы как заочная экскурсия по экспозициям музея с помощью презентационных компьютерных программ. Классные руководители приглашают членов актива музея на классные часы, материалы музея используются при проведении уроков истории, литературы, географии, экологии, краеведения. Поддерживается тесная связь с районным краеведческим музеем. С появлением Интернета в школе появилась возможность знакомиться с экспозициями других музеев посредством виртуальных экскурсий. Пятиклассники являются активными пользователями музейных экспозиций и даже пробуют себя в качестве экскурсоводов. Работа актива музея постепенно вышла за рамки только музейной деятельности. Возникла идея создать на базе эколого-краеведческого музея экологическое общество учащихся, которое назвали «Зеленая ветка». Члены ЭОУ занимаются не только научно-исследовательской работой, но и практической природоохранной деятельностью, организацией мероприятий эколого-краеведческой направленности, поисковой и экскурсионной работой в школьном музее. Ежегодно наша школа участвует в акции Международного фонда защиты животных «Неделя в защиту животных»: собираем подписи в защиту природы, смотрим и обсуждаем фильмы по теме Недели, участвуем в конкурсах рисунков и поделок, организуем вечера, акции, субботники. Ежегодно в сентябре в школе проходит туристическая игра «Наедине с природой», посвященная Международному Дню туризма. В программе этого Дня здоровья проходят соревновательные мероприятия между классами: туристическая техника (установка и сбор палатки, разжигание костра, переход по «кочкам», «маятник» и т.д.), ориентирование на местности (поиск контрольных пунктов в окрестностях школы с помощью карты местности, ответы на вопросы на каждом контрольном пункте), эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка рюкзака. На каждом этапе подготовки и проведения Дня здоровья помощниками учителя являются члены географического кружка. Предметная неделя географии и экологии проводится совместно учителями географии и экологии. Кроме открытых уроков, в течение Недели проводятся внеурочные мероприятия с привлечением обучающихся всей школы. Это шефские мероприятия в начальной школе (викторины, игры, конкурсы), географические вечера («Экомода» - дефиле нарядов из бросового материала, «В гостях у географии», «Вечер вопросов и ответов» и др.), природоохранные акции, географическая игра «Клад на школьном дворе (чтобы найти «клад», команды должны сначала найти место на школьном дворе по фотографии, на которой засекречены координаты «клада» в программе «Графический редактор Paint») и т.д. В рамках предметной недели также проходят дистанционные викторины, проекты и олимпиады по географии и экологии, в которых могут принять участие не только обучающиеся нашей школы, но и других школ района (http://schabaeva.ucoz.ru/index/distancionnaja_olimpiada_po_geografii/0-56 , http://schabaeva.ucoz.ru/index/distancionnaja_olimpiada_po_geografii/0-65 , http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8_%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8E ). Библиографический список: 1. Николина В.В. География, Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с. 2. География: уроки-игры в средней школе/сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007, - 138 с. 3. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78
Категория: Мои файлы | Добавил: Tanya
Просмотров: 3466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz