Суббота, 25.11.2017
Cайт учителя географии
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [4]
Поиск
Главная » Файлы » Мои файлы

Исследовательская и проектная деятельность учащихся при изучении элективного курса «Мир в тарелке»
[ Скачать с сервера (82.0Kb) ] 17.12.2009, 14:20
Введение. Актуальность и значимость изучения элективного курса «Мир в тарелке» В национальной стратегии развития экологического образования в общеобразовательной школе задача экологического образования определена как «формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование экологического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывной связи человека с природой, привлечение школьников к практической экологической деятельности». Я предложила девятиклассникам элективный курс «Мир в тарелке», который предназначен для удовлетворения познавательных интересов учащихся в области сохранения и укрепления своего здоровья. Здоровье – это понятие, присущее всем цивилизациям, начиная от первобытного строя по сегодняшний день. Неслучайно древние египтяне при встрече спрашивали друг друга: «Как вы потеете?», а мы при встрече говорим: «Здравствуйте», и всем становится понятно, что мы интересуемся здоровьем друг друга. На здоровье человека влияют различные факторы: образ жизни (50-52%), наследственность (18-25%), окружающая среда (10-15%), система здравоохранения (10-15%). Здоровье человека – важнейший компонент его успешной самореализации. Школьники осознают, что здоровому человеку легче учиться, овладевать профессиональными умениями и навыками, проще устроиться на работу. Еще в 1805 году великий педагог Генрих Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит ухудшение развития детей, «убийство» их здоровья. И открытие это сделано в эпоху, когда родители были здоровы, рожали здоровых детей, когда люди ели чистую пищу, пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Программы в те годы не были перегружены, а с учениками работали воспитатели, в широком смысле этого слова. Прошли столетия. И сегодня специалисты считают, что наряду с социальными и экологическими факторами от 20 до 40% негативных явлений, ухудшающих здоровье детей, связаны опять же со школой. Задача школы: дать ребёнку знания, обеспечить качество образования. Вот и получается, что хороший учитель стоит между двух огней. С одной стороны учить, с другой - беречь, оберегать. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей ухудшается. XXI век «информационной цивилизации» требует разработки программ оздоровления населения. Неблагополучная экологическая ниша, гиподинамия, злоупотребления разного рода ухудшают состояние здоровья населения. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Не последнее место среди причин ухудшении здоровья школьников является неправильное питание. В нашей школе в настоящее время 26 % учащихся стоят на Д-учете (из них 4,4% по болезням органов пищеварения, 2,8 % - по заболеваниям сердечно-сосудистой системы), причем количество больных детей увеличивается к старшим классам. Мысль об исключительной важности познания законов усвоения пищи очень четко выразил великий русский физиолог И. П. Павлов: «Пища, которая попадает в организм и здесь изменяется, распадается, вступает в новые комбинации и вновь распадается, олицетворяет собою жизненный процесс во всем его объеме... вплоть до высочайших проявлений человеческой натуры. Точное знание судьбы пищи в организме должно составить предмет идеальной физиологии будущего». Итак, одним из важнейших факторов формирования здоровья детей, который обеспечивает нормальный рост и гармоничное развитие, адаптацию к воздействию окружающей среды, является рациональное питание. Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами, рафинированным сахаром, и калориями, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, развития кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные порции и редкое питание. В школьной среде постоянно растет число детей с заболеваниями сердца, желудка, кариесом, ожирением. Поэтому назрела необходимость широкого просвещения учащихся в вопросах правильного питания. В начале учебного года были выявлены профессиональные предпочтения девятиклассников. Выяснилось, что 43% опрошенных желают связать свою будущую профессию с биологическими и медицинскими знаниями. Поэтому учителя экологии и биологии предложили детям элективные курсы, рассматривающие вопросы сохранения здоровья. Курс «Мир в тарелке» является интегрированным. Его содержание включает географические, медицинские, исторические, химические, экологические, экономические знания, которыми владеют девятиклассники. Также требуются знания компьютера. Интеграция рассматривается как сближение наук. Но наряду с этим важным является и тенденция сближения науки и практики. При разработке тематического планирования курса я постаралась максимально усилить его практическую составляющую. В процессе изучения курса учащиеся должны научиться составлять свой рацион питания, выбирать качественные продукты питания, а также уметь объяснить важность и необходимость здорового питания для всех поколений. Каждое занятие курса построено так, чтобы была возможность самостоятельного добывания знаний детьми. Поэтому занятия проводятся в компьютерном классе, где есть выход в Интернет, к каждому занятию я стараюсь подобрать и принести необходимую литературу и другие источники знаний. Цель курса: правильно сориентировать детей в вопросах режима питания и выбора продуктов, полезных для здоровья, готовить детей к обучению в старшей школе. Задачи: · Научить детей самостоятельно в домашних условиях определять качество потребляемых продуктов; · Воспитывать уважительное отношение к себе и своему здоровью; · Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности я считаю одной из важнейших задач своего элективного курса. Содержание курса само по себе, быть может, не для всех учеников покажется важным и актуальным. Но формы работы на занятиях, безусловно, помогут при обучении в старшей школе. В процессе обучения предпочтительными являются интерактивные формы работы учащихся: деловые и ролевые игры, тренинги, работа в малых группах, иммитационное моделирование, групповая дискуссия, мозговой штурм. Такие формы работы способствуют не только хорошему усвоению материала, но и учат детей правильно общаться, готовят к взрослой самостоятельной жизни. Важная роль в способах овладения материалом отводится исследовательской и проектной работе учащихся, умению добыть и обработать информацию, что очень важно при обучении в старшей школе. Основная часть 1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современной школе. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание. Организация исследовательской деятельности даст возможность вооружить учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из направлений в виде научно-исследовательской работы. Сегодня качественное образование – это не гарантия успеха в профессиональной карьере. Идеей молодого поколения должно стать не образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь. Современный человек должен быть готов постоянно учиться, поскольку требования рынка к квалификации специалистов очень быстро меняется. В настоящее время быть высококвалифицированным специалистом означает каждый день самостоятельно принимать непростые решения – технические, экономические, гуманитарные, иметь дело с новыми технологиями. Поэтому современная школа меняет свои образовательные технологии. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. Особую актуальность эта задача получает в современном информационном обществе. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества. В последнее время в образовательных учреждениях все чаще упоминаются термины «проект» и «исследование». Что же означают эти термины? Слово «проект» этимологически уходит корнями в понятие «проблема». «Prublema» - по-древнегречески – задача, «нечто брошенное (бросаемое) вперед»; то есть, к чему еще следует придти. В латыни «proyectus» - брошенный вперед. В русском языке слово появилось как калька с французского (и первоначально звучало как «прожект») в 18 веке. Позже оно приходит из немецкого языка как слово «проект». В результате, за «проектом» и «прожектом» закрепилось два значения: ироничное («прожект», «прожектерство») и фиксирующее тип профессиональной работы («проект», «проектирование»). Выделяют следующие важные признаки этого понятия: отнесение к будущему, близкому или далекому; как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно; это будущее просматривается в идеальном плане. На основе этих трех признаков можно определить проектирование как процесс промысливания того, чего еще нет, но должно (не должно) быть. Этимологический анализ слова «исследование» приводит к следующему определению понятия: «извлечь нечто из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В этом отношении, если при проектировании промысливается несуществующее, то в исследовании важно увидеть, внять, проанализировать существующее. Главная цель исследования – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Этапы проектирования и исследования также известны российским педагогам. Основные этапы проектирования: 1. Концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы); 2. Целеполагание (создание идеального образа, постановка целей, задач); 3. Ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей); 4. Планирование (создание поэтапного плана реализации проекта); 5. Реализация (осуществление действий и операций по воплощению); 6. Рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов). Основные этапы исследования: 1. Ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования); 2. Проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа, постановки цели исследования); 3. Определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); 4. Планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий при проведении исследования); 5. Сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных); 6. Анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных); 7. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными). На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов – это развитие творческих способностей, приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков. Прежде всего, это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой работы, новые знания и умения, а также конкретный результат практической деятельности ребенка. Очень важно, что при организации исследовательских работ у ребенка формируется понимание того, что мир познаваем. Обычно исследование заканчивается написанием учеником письменного отчета о проведенном исследовании. Структура работы и ее содержание представлены вводной, основной и заключительной частями. Остановимся на обязательных требованиях к исследовательской работе. Вводная часть. Название работы должно точно и четко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует избегать очень широких названий обобщающего характера, либо отвлеченных поэтических фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной. Во введении следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводилась экспериментальная работа. Также необходимо обосновать цели и задачи работы. Цель – это польза, которую получает общество от использования результатов исследования. Это относится к прикладным работам. В фундаментальных же исследованиях целью является получение какой-либо новой информации общего характера, обнаружение в изучаемых объектах ранее неизвестных свойств, явлений, закономерностей. Задача – это указание на один из возможных путей достижения цели. Обзор литературы должен быть очень кратким. В нем нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе. В конце обзора следует отметить, в чем состоит новизна представленной работы, какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. Основная часть. Здесь нужно указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано, какие опыты были выполнены, при каких условиях и в каких временных рамках. Необходимо также описать методики сбора данных. Общеизвестные приемы достаточно только упомянуть, но если автор в прием внес что-то новое, то нужно указать, в чем это новшество состоялось. Главная часть доклада – это результаты исследования. Необходимо четко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, или описания. Все цифровые данные нужно тщательно проверить. Далее следует указать, что автор считает наиболее важным в выполненной работе, как можно объяснить те или иные особенности полученных данных, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. Заключительная часть. Выводы кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Никаких общих рассуждений, мнения автора по тем или иным вопросам быть не должно. Только то, что получено, обнаружено, доказано. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п. В список использованной литературы следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, также как и учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке. Одной из форм исследовательской деятельности является проект. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). История возникновения (скорее научного оформления и описания) метода проектов восходит ко второй половине 19 века. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить. В 20-х годах 20 века метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Классический пример реализации проектов можно найти в известном пособии по дидактике: «К пионерской дружине школы за помощью обратилась лесопосадочная станция, которой нужно было вырастить много сеянцев клена, дуба и других растений для защитной лесной полосы. Пионерский отряд с энтузиазмом откликнулся на эту просьбу и взял обязательство: каждому пионеру 100 сеянцев. Первый этап работы – сбор семян увлек ребят. Семена собраны. А когда их надо высевать и как готовить к посеву, какую почву для них надо приготовить? Где найти ответы на эти вопросы? Стали искать в учебнике ботаники, расспрашивать учительницу, искать сведения в справочниках, библиотечных книжках. Возник большой читательский спрос на книжки о лесе, о жизни растений, которых прежде никто из пятиклассников не брал из библиотеки. Еще больше возникло вопросов, когда дело дошло до посева и ухода за сеянцами. Так общественно полезный труд явился источником потребности в знаниях». В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее: 1. способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. 2. развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. 3. развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать и делать выводы). Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу, «Я хочу», «Я нравлюсь»), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. В практике работы учителей используются разные виды проектов: · Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата; · Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез; · Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.; · Драматизационные – создают условия для игрового моделирования; · Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем. Проекты бывают монопредметные, межпредметные и внепредметные. Монопредметный проект может выполняться в системе классно-урочной работы, межпредметный и внепредметный осуществляются в течение части урока, одного или нескольких уроков, нескольких дней, недель. Самый сложный момент при введении учебных проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта. В целом при работе над проектом учитель: помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Главное – помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать так, чтобы учащиеся научились намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный путь, осуществлять и аргументировать выбор, действовать самостоятельно, сравнивать полученное с требуемым, корректировать свою деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования. Важно знать, что проектирование позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в процессе деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за принятое решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Перед началом проектной деятельности полезно познакомить учащихся с правилами успешности проектной деятельности: · В команде нет лидеров. Все члены команды равны. · Команды не соревнуются. · Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. · Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. · Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров». · Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие конкретное задание. Желательно, чтобы эти правила были записаны на доске и были перед глазами на каждом занятии. 2. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении элективного курса «Мир в тарелке». Элективный курс «Мир в тарелке» предусматривает 8 часов учебных занятий. На первом занятии я предлагаю детям подумать, какие из предложенных тем курса их интересуют больше всего, по каким темам они могли бы подготовить исследовательскую работу, либо проект. Детям был предложен список литературы, адреса сайтов в Интернете, где они могли бы найти соответствующий материал. По желанию учащихся некоторые темы курса меняются. Если ученики хотят исследовать дополнительную тему, которой нет в тематическом плане, но она подходит по теме курса, учитель вместе с учениками формулирует тему и выделяет время для работы над задуманным проектом. Например, девочку заинтересовала тема качества питьевой воды и ее влияния на здоровье человека. Тематический план курса не включает эту тему. Ученица самостоятельно нашла материал по этой теме и написала исследовательскую работу «Проблема обеспечения питьевой водой жителей поселка Дергачи». В работе рассматриваются следующие вопросы: значение воды для жизни и здоровья человека, качество питьевой воды в России и в Саратовской области, источники питьевой воды для населения Дергачей в прошлом и настоящем, контроль качества воды в нашем поселке, заболевания, возникающие при потреблении некачественной питьевой воды. В работе также представлены пути решения проблемы некачественной питьевой воды. При работе над данной темой мне вместе с ученицей пришлось обращаться во многие учреждения, так или иначе касающиеся обеспечения питьевой водой нашего поселка: ГУП «Водоканал», райархив, районный краеведческий музей, Дергачевская ЦГСЭН, библиотека, отдел экологии при Администрации Дергачевского муниципального района. Пришлось также беседовать со старожилами поселка, фотографировать современные объекты водоснабжения. Интересный материал был найден в Интернете, в учебной литературе. Вместе с ученицей мы систематизировали и анализировали добытый материал, обращались к учителю химии с просьбой исследовать качество воды с помощью химических реагентов. Естественно, вся эта работа проводилась во внеурочное время. Только результаты работы мы представили на одном из занятий нашего элективного курса. Кстати, эту работу девочка представляла и на классных часах, и на родительских собраниях. Другие учащиеся изъявили желание провести исследование по отдельным «сомнительным» продуктам питания и познакомить одноклассников с тем, какой вред может принести употребление, например, колбас, майонеза, сладкой газировки, чипсов, даже обыкновенного подсолнечного масла. Эти ученики получили задание подготовить мультимедийную презентацию по своим исследованиям и показать на занятии. Также было предложено учениками изучить значение витаминов для здоровья человека. Дети нашли материал о пользе витаминов, о том, какие продукты питания богаты теми или иными витаминами и выпустили школьную газету «Витамины – наше здоровье!». Некоторых учащихся заинтересовала также тема «Биологически активные добавки». Ими был найден материал по этой теме, проведена практическая работа по определению наличия пищевых добавок в пище. По итогам своего исследования дети также выпустили школьную газету и буклеты. Многих заинтересовала тема влияния алкогольных напитков на здоровье подростков. О том, что алкоголь вреден, знают все. Но все же, время от времени старшеклассники не прочь «побаловаться» пивом или спиртосодержащими коктейлями. Не все знают о коварности этих напитков. Ученикам было предложено исследовать мнение старшеклассников по поводу слабоалкогольных напитков, найти материал об их вреде на здоровье, представить результаты своего исследования на классных часах в старшей школе. Интересной также была работа о том, как вести себя за столом. Дети подготовили разработку классного часа по данной теме. На первом занятии дети распределились на группы. Каждая группа начала подготовку исследовательского проекта по темам курса: «Твой рацион питания», «Польза и вред современных диет», ««Быстрая еда» - школьников беда», «Модифицированная трапеза». В зависимости от желания и возможностей детей, результаты исследований представляются в разных видах: мультимедийная презентация, доклад, школьная газета, сценарий внеклассного мероприятия и т.д. Вся работа по подготовке отчетов ведется под руководством учителя на занятиях курса и во внеурочное время в компьютерном классе. Итоговое занятие курса посвящено представлению результатов детских исследовательских проектов. Каждому ученику заранее была предложена рейтинговая таблица оценки проекта (см. Приложение). Руководствуясь предложенными критериями, дети готовились к итоговому занятию. Зрителями также оценивались представленные работы по рейтинговой таблице. Надо заметить, что ученики являлись строгими и принципиальными судьями, и нередко получалось, что оценка проекта учителем была гораздо выше, чем оценка учеников. На выполнение заданий детям отводится примерно 8 недель. Этого вполне достаточно для того, чтобы выполнить качественную исследовательскую работу по одной достаточно узкой теме. При подготовке своих отчетов дети пользовались Интернетом, справочной литературой, обращались к учителям химии и биологии. Здесь уместно будет сказать о мотивации учащихся. Не секрет, что многие ученики общеобразовательной школы «работают» только за оценку или какое-либо другое поощрение. А так как оценки за элективный курс девятиклассникам не ставятся, то можно ожидать того, что некоторые учащиеся просто присутствовали бы на занятиях и не принимали активное участие в исследовательской работе. Поэтому при разработке элективных курсов учителя должны учитывать требования к ним: «элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся». В начале учебного года, когда девятиклассникам предлагали курсы по выбору, я приготовила презентацию своего курса, в которой отразила наиболее интересные темы, формы работы, привела примеры образовательного продукта, который должны сделать ученики в конце изучения курса, отметила также, что содержание курса может варьироваться в зависимости от интересов учащихся. Я считаю, что мой элективный курс дети выбрали сознательно, основываясь на своих интересах, а не потому, что нужно что-то выбрать или «за компанию». Поэтому особых проблем с мотивацией учеников у меня не возникало. Наиболее заинтересованным и активным ученикам в конце изучения курса ставится не только зачет, но и оценка. Кроме того, в школе существует научное общество, члены которого имеют право сдавать экзамен по выбранному предмету, написав исследовательскую работу и защитив ее на школьной конференции. Исследовательские работы по моему курсу также были заслушаны на конференции и засчитаны в качестве экзамена по экологии. 3. Практические результаты изучения элективного курса «Мир в тарелке» По окончании изучения любого элективного курса учащиеся должны создать какой-то образовательный продукт по теме курса, т.е. выполнить работу, которую можно оценить. В тематическом планировании курса «Мир в тарелке» предусмотрено на последнем занятии представить презентацию по одной из тем курса. Учащиеся готовят презентации в разной форме. Главное, чтобы была видна исследовательская работа каждого, и подчеркивалась практическая значимость исследования. На итоговом занятии курса учащиеся также учатся слушать своих одноклассников, формулировать вопросы по представленным исследованиям, оценивать своих одноклассников. Исследовательская работа «Твой рацион питания». Цель исследования: выяснить, какие продукты необходимо включать в рацион школьника, а какие следует избегать. Задачи: · Выяснить, какие продукты чаще всего употребляются школьниками в течение дня, · Выяснить, в чем заключается польза и вред некоторых продуктов питания; · Оценить свой дневной рацион с точки зрения рационального питания. Практическая значимость исследования: научить школьников составлять свой рацион питания, внести предложения в школьное двенадцатидневное меню, довести до сведения школьников и их родителей информацию о пользе и вреде отдельных продуктов питания. Форма представления результатов: мультимедийная презентация, выпуск буклетов о полезных и вредных продуктах, внесение предложений в двенадцатидневное меню школьных завтраков, выпуск памятки «Мой дневной рацион». Использованные источники: Интернет, учебник «Экология человека. Культура здоровья» для учащихся 8 класса. Авторы: М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина. План работы над проектом: · Анкетирование учащихся школы «Твой рацион питания». · Изучение школьного десятидневного меню. · Поиск информации о полезных и вредных продуктах: фрукты и овощи, мясо и молоко, хлеб и крупяные изделия, консервы и колбасы, майонез и соусы, шоколад и конфеты. · Оформление результатов исследования. Время работы над проектом – две недели. Результаты исследования. В начале работы над проектом учащимся школы (9-11 классы) были предложены следующие вопросы: 1. Имеются ли в вашей семье следующие заболевания: высокое артериальное давление, болезни сердца, диабет, разрушение зубов, рак прямой кишки, груди, желудка, легких и других органов? 2. Сколько раз в день вы едите? (2, 3, 4, 5, больше) 3. Всегда ли в вашем дневном рационе присутствуют такие продукты: фрукты и овощи, хлеб и крупяные изделия, молоко и мясо? (всегда, часто, редко, никогда не ем это в один день). 4. Назовите продукты, которые вы чаще всего употребляете. Было опрошено 100 человек. Результаты анкетирования: 1. Имеются ли в вашей семье следующие заболевания: высокое артериальное давление, болезни сердца, диабет, разрушение зубов, рак прямой кишки, груди, желудка, легких и других органов? Высокое артериальное давление – 54% Диабет – 3 % Разрушение зубов – 78% Рак органов – 0% 2. Сколько раз в день вы едите? 2 раза – 37% 3 раза – 78% 4 раза – 12% 5 раз и больше 2% 3. Всегда ли в вашем дневном рационе присутствуют такие продукты: фрукты и овощи, хлеб и крупяные изделия, молоко и мясо? Всегда – 0%, часто – 23%, редко – 70%, никогда не ем это в один день – 7%. 4. Назовите продукты, которые вы чаще всего употребляете. Мясо – 34% рыба – 12% чипсы, соленые сухарики, соленые орешки – 35% кисломолочные продукты – 13% макароны – 54% каши – 10% чай – 56% кофе – 14% компоты – 12% сладкая газировка – 45% Также в анкете назывались консервы, супы из пакетов, майонез, кетчуп, зелень, чеснок и лук, шоколад, солености домашние. Анализ анкеты позволяет сделать вывод, что ученики нашей школы не имеют представления о принципах рационального питания: имея в родне опасные заболевания, едят редко, в свой дневной рацион не включают необходимые для растущего организма продукты, употребляют вредные для организма продукты. В связи с этим, мы решили просветить учеников и их родителей в плане рационального питания. Мы выпустили школьную газету «Питание и здоровье» (см. Приложение). Мы оформили также буклеты «Витамины – наши друзья», «Не жиром единым», «Полезные и вредные продукты». Далее мы исследовали школьное двенадцатидневное меню. В школе организовано питание учащихся 1-11 классов один раз в течение рабочего дня шесть раз в неделю. Стоимость одного горячего завтрака – 10 рублей. В меню предусмотрены два дня в неделю, когда в столовой готовят первые блюда: супы на мясном, курином бульоне или вегетарианские щи, три дня – вторые блюда: крупа или макароны с подливой овощной, с сосиской, и один день – молочная каша. Из напитков предлагаются чай, кисель, витаминный напиток «Золотой шар», кисель «Золотой шар», компот, какао. Какие же продукты закупаются школьной столовой? Это макароны, растительное масло, морковь, капуста, лук, картофель, свекла, мука, сосиски, отварная колбаса, чай, какао, сахар, лимоны, масло сливочное, хлеб пшеничный и ржаной, томатная паста, консервы рыбные, сметана, печенье, вафли, пряники, напиток «Золотой шар» и кисель «Золотой шар», рис, гречка, горох, манная крупа, перловая крупа, сухофрукты, мясо куриное, молоко пастеризованное, сок натуральный, яйца. Конечно, данный набор продуктов, повторяющийся из недели в неделю, не может обеспечить растущий организм всем необходимым для жизни. Улучшить и разнообразить школьное меню возможно при большом увеличении стоимости питания. Это приведет к тому, что многие дети из малообеспеченных семей не будут ходить в столовую. Мы можем только предложить заменить вредные
Категория: Мои файлы | Добавил: Tanya
Просмотров: 4405 | Загрузок: 401 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz